Цифровой мерчандайзинг: новое звено в эволюции ритейла

Анна Племяшова, Руководитель Департамента аналитики больших данных и искусственного интеллекта Beltel Datanomics.

Мерчандайзинг – необходимый процесс для ритейла, который стимулирует посетителей совершать покупки. Контроль качества выкладки и наличия товара на полках повышает лояльность покупателей и привлекает новых. Например, исследование IHL Group подтвердило, что североамериканское подразделение сети Amazon получило 20% дохода за счет покупателей, которые не нашли нужные товары в местном магазине и пришли за ними к бренду.

Эволюция мерчандайзинга

Традиционно контроль выкладки и соответствия планограммам проводился вручную с помощью чек-листов. Такой контроль – трудоёмкое занятие, которое подразумевает высокую долю человеческого фактора.

В текущий момент у большинства ритейлеров для контроля выкладки используется система фотоотчетов. Это снимки с телефонов или планшетов «полевых» сотрудников, обрабатываемые мерчандайзерами. Сбор и обработка информации — большая нагрузка на персонал, а ошибка в этом процессе, согласно данным исследования Стэндфордского университета, близка к 20%.

В последние пять лет на рынке появляются решения с применением технологий компьютерного зрения. Мобильное приложение позволяет «захватывать» полку надлежащим образом и делать фотографии, которые отправляются в облачные сервисы распознавания товаров. Такие решения значительно облегчают работу мерчандайзеров, но для ритейла вопрос исключения человеческого фактора из процесса мониторинга остается нерешенным.

Цифровой мерчандайзинг

Один из способов исключить человека из процесса контроля полок – отдельная система, которая автоматически получает и передает фотопоток с камер в централизованный облачный модуль системы компьютерного зрения. Модуль анализирует качество выкладки, составляет отчеты и инициирует оповещения сотрудников при необходимости. Отметим, что в рамках такого решения, камеры направлены на стеллажи фронтально.

Подобные системы ускоряют процесс контроля наличия товара и оперативного получения информации по запросу, а также автоматического оповещения ответственных сотрудников в случае нарушения выкладки или отсутствия товара. Кроме того, возникает возможность монетизации платформы за счет предоставления платного доступа поставщикам через личный кабинет.

План реализации проекта

Для минимизации рисков проектов цифрового мерчандайзинга мы рекомендуем своим заказчикам начинать с пилотного проекта на одной категории товара. За 1,5 – 2 месяца можно оценить результат и принять решение о развертывании отдельного контура видеонаблюдения для платформы.

План реализации пилотного тестирования:

  1. Сбор фотографий для обучения модели

Потребуется примерно 10-20 фотографий полок для каждой планограммы.

  1. Предоставление справочника товаров

Документ предоставляется в формате jpg, png, bmp с описанием.

  1. Предоставление базы планограмм
  2. Обучение моделей детектирования и распознавания товаров на полках
  3. Подключение тестовой системы сбора фотопотока для передачи в облако, которая включает камеры, обращенные на полки фронтально
  4. Опытная эксплуатация
  5. Оценка качества распознавания товаров

После оценки качества распознавания можно переходить к этапу перевода в промышленную эксплуатацию по выбранной категории.

Дальнейшее масштабирование предоставляется по принципу SaaS (по подписке) и включает:

  • «дообучение» системы для поддержания заданного уровня распознавания товаров;
  • расширение справочника новыми товарами, добавление камер;
  • подключение новых магазинов;
  • изменение и добавление планограмм;
  • консультацию и техническую поддержку.

В предыдущих материалах мы писали про создание ценности через цифровую трансформацию. Один из способов – это изменение продуктов и формирование собственных бизнес-платформ, которые будут предоставлять сервисы внутри компании своим подразделениям, сервисы для клиентов и поставщиков, снижая транзакционные издержки и добавляя стоимость бизнесу. Платформа цифрового мерчандайзинга может быть примером подобной трансформации продукта.

Оставьте заявку и получите бюджет и план внедрения наших решений в ваш бизнес

Заполняя форму, Вы соглашаетесь с правилами обработки персональных данных.

Мы используем файлы cookies, чтобы получать статистику и делать наш сайт и другие сервисы удобными для вас. Продолжая дальнейшее использование сайта и/или его сервисов, вы соглашаетесь с этим. Более подробную информацию можно прочитать в «Политика обработки персональных данных» и в «Политика Cookies»