22.03.2020

Создание ценности через цифровую трансформацию. Вы уверены, что ничего не упустили?

Анна Племяшова, Руководитель Департамента аналитики больших данных и искусственного интеллекта Beltel Datanomics.

Как заинтересовать людей из бизнеса и не дать им пройти мимо? Просто пообещать им ответ на вопрос: «Как больше зарабатывать, но при этом меньше работать?»

Идея цифровой трансформации захватила конкурентный мир бизнеса именно таким обещанием. Качественный рывок в создании ценности стал возможен из-за развития новых технологий и их применения в традиционных двух направлениях:

  • экстенсивном за счет увеличения оборота;
  • интенсивном за счет увеличения эффективности.

Если с эффективностью все более или менее понятно, а подходы и методы сложились еще в нулевых, в период развития автоматизации процессов, то тема увеличения оборота за счет, как это сейчас принято говорить, перехода «на цифру» у многих вызывает вопросы.   

Часто можно слышать некоторый скепсис, когда речь заходит про цифровую трансформацию: «Ну и как нам это позволит больше продавать?» Сейчас правильнее перефразировать этот вопрос и задать его таким образом: «Как нам это позволит продавать по-другому и создавать ценность бизнесу?»

Давайте попробуем разобраться вместе.

В экстенсивном пути создания ценности можно выделить два тренда и ключевых фокуса – это:

  • вовлечение клиентов;
  • изменение продуктов.

Не будем сейчас подробно останавливаться на теме вовлечения клиентов – это материал для отдельной статьи, а предлагаем задуматься, какие сюжеты возможны для изменения продуктов, учитывая цифровую повестку.

Изменение продуктов. Создание бизнес-платформ

Примерно в 10-х годах двухтысячных начинает набирать популярность платформенная бизнес-модель, но именно как отдельный бизнес и способ зарабатывать на такой модели деньги. Есть примеры грандиозных успехов и неудач. Неудач, конечно, было больше, но их никто даже и не пытался считать. Примерами успешных классических двусторонних платформ являются пионеры eBay и Amazon, несколько позже возникают подобные платформы в России. Например, Яндекс.Такси, Delivery club. Сейчас таких бизнесов, построенных на платформенной модели, становится больше, справляются они со своей выживаемостью лучше, чем 10 лет назад, во многом благодаря развитию облачных технологий, новым подходам к построению архитектуры, методологиям разработки (да-да, Agile и прочее).

С технологичными компаниями все понятно, им и меняться не надо, они уже изначально созданы «цифровыми», а как быть традиционному бизнесу?

Что можно противопоставить привычным изменениям продуктов – созданию дополнительных опций, ассортимента, функциональности, сопутствующих услуг?

«Вопрос не в том, как быстро технологичные компании начнут производить автомобили, а в том, насколько быстро мы станем технологичной компанией» — так член совета директоров одного крупного автомобильного предприятия сформулировал проблему, с которой сейчас сталкивается традиционный бизнес.

И один из способов становиться технологичной компанией – это создание своих бизнес-платформ, которые будут предоставлять сервисы внутри компании своим же подразделениям, сервисы для клиентов и поставщиков, снижая транзакционные издержки и добавляя стоимость бизнесу.

С чего начинать и как подступаться к этой идее. У разных отраслей и бизнесов масса особенностей, единого рецепта нет. Например, может быть несколько платформ – клиентские, корпоративные, сопутствующих продуктов. Платформу можно «вырастить» из текущих монолитных систем (например, основной учетной системы), интегрируя через API полезный функционал сторонних разработчиков продуктов или добавлять решения своего отдела разработки как микросервисы. Можно создать платформенное приложение как отдельное решение, источником данных будет хранилище данных, в котором организуется сбор необходимой информации из разных систем.

Например, компания FMCG-дистрибутор формирует свою платформу на основе приложения для торговых представителей: на этой платформе объединены удобные сервисы для персонала, подключены рекомендательные сервисы сторонних разработчиков, заказы клиент может формировать на платформе сам, используя личный кабинет. Система прогнозирования спроса позволяет автоматически формировать заказы для поставщиков. Такая платформа называется многосторонней – и это яркий пример цифровой трансформации бизнеса.

Многосторонние платформы – новое явление в экономике, исследования и описания применимости таких моделей только-только начинали появляться в 2013-2014 годах. В отличие от понятных маркетплейсов (двусторонних платформ) – объединения покупателей и продавцов – были неясны перспективы развития и «кто все эти люди», эти «многие стороны», которые потянутся на платформу и создадут сетевой эффект, необходимый для развития и жизнеспособности платформ. Но именно благодаря развитию технологий, вычислительных мощностей и наличию объема данных, которые теперь – важный актив для бизнеса, платформенная модель становится достижимой целью для развития и изменения продукта компании, а объединение данных дает тот самый качественный рывок в создании ценности.

Платформенная организация бизнеса – это стратегическая задача, требующая цельного подхода к организации и развитию, и несомненный тренд в современной экономике.  Эту тему мы будем продолжать в наших следующих статьях.       

Оставьте заявку и получите бюджет и план внедрения наших решений в ваш бизнес

    Заполняя форму, Вы соглашаетесь с правилами обработки персональных данных.

    Мы используем файлы cookies, чтобы получать статистику и делать наш сайт и другие сервисы удобными для вас. Продолжая дальнейшее использование сайта и/или его сервисов, вы соглашаетесь с этим. Более подробную информацию можно прочитать в «Политика обработки персональных данных» и в «Политика Cookies»